А как привлечь к ответственности чиновника и обязать

его предоставить информацию?...


Вариант получения необходимой информации

 

Несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает свободу получения информации, российские чиновники, владеющие этой информацией, как правило, не спешат с ее предоставлением своим согражданам.

Автор данной статьи предлагает читателям «ДА» такой способ решения данной проблемы, как обращение в прокуратуру.

Конституция РФ, закрепляя основные принципы общественных отношений в области информатизации, установила свободное перемещение информационных ресурсов, услуг, технологий и средств их обеспечения (ч.1 ст.8, ч.2 ст.24, ч.4 ст.29 Конституции РФ). Информация выступает объектом гражданских прав, а такие объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (ст.ст.128, 129 ГК РФ). При этом законодатель, сохраняя приверженность положению ч.3 ст.55 Конституции РФ о соразмерности ограничения прав и свобод человека строго определенным целям, указывает на уровень нормативного акта, посредством которого возможны подобные ограничения, - только закон!

Базовым законом, регулирующим общественные отношения в области информации, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.). В соответствии со ст.14 указанного Закона ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (п.1). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию лиц, которых она касается (п.2).

Иными словами, отказать в предоставлении информации (в том числе документированной!) чиновник районной администрации или служащий судебного учреждения вправе лишь по основаниям, прямо указанным в нормах федерального закона.

Например, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.) в ст.5 организовывает доступ к информации, составляющей государственную тайну.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 31 декабря 2005 г.) устанавливаете ст. 7 ограничение на предоставление информации о регистрации прав собственности на объекты недвижимости.

Статья 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) ограничивает свободу средств массовой информации в интересах общества и отдельных граждан провозглашенную Конституцией РФ.

 

В то же время государство (в лице должностных лиц органов исполнительной, законодательной и судебной власти!) гарантирует предоставление гражданам своевременно и в полном объеме всей интересующей их информации: о себе, т. е. о государстве, о самом гражданине, которого информация интересует, об окружающем его мире. Это правило! Отказ в предоставлении информации всегда нужно оценивать в свете норм федерального закона: допускает ли он ограничение в ее предоставлении, т. е. дает ли право ее владельцу поступить по своему уразумению.

В подтверждение этой мысли сошлюсь на мнение судей Конституционного Суда РФ, высказанное ими в п.2 Определения КС РФ от 12 мая 2003 г. № 173-О по жалобе гражданина Коваля Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями ст.ст.47 и 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

В силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем, как уже говорилось, не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты».

При отказе в предоставлении информации требуйте от «ответственных» служащих мотивированный и по возможности письменный ответ со ссылками на нормы федерального закона. Этот ответ в дальнейшем может стать приложением к жалобе в суд или в прокуратуру.

О судебном обжаловании подобных действий должностных лиц «ДА» на своих страницах рассказывал не один раз и достаточно подробно. Безусловно, обращение в суд - для большинства граждан основной и, пожалуй, самый распространенный способ восстановления своих прав. Но я хочу предложить читателям "ДА" еще один, в достаточной степени проверенный способ - обращение в органы Прокуратуры.

Являясь универсальным органом надзора, прокуратура России призвана следить за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами федеральной и местной власти, всеми должностными лицами администрацией, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Согласно ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2005 г.) предметом надзора прокурора (читай: его трудовой деятельности) является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Обращаясь к районному прокурору с жалобой в порядке ст.ст.25-28 вышеназванного Закона, вы должны требовать от него проведения прокурорской проверки по факту отказа в предоставлении вам информации и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования (внесения протеста, представления!). Прокурор не вправе оставить ваше обращение без рассмотрения, либо переадресовать его в тот орган или тому должностному лицу, действия которого вы обжалуете, - в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурорам это делать запрещено.

Следует признать, что прокурор, получив вашу жалобу на действия местного чиновника, вряд ли загорится желанием активно начать борьбу с нарушителями закона. Однако последовательно и непрерывно обжалуя действия этого прокурора вышестоящему прокурору, вы добьетесь вначале исполнения своих обязанностей вышестоящим прокурором, а затем и нерадивым чиновником.

Еще одно направление вашего «удара» - сообщение в прокуратуру о совершенном в отношении вас преступлении. Согласно ст.140 УК РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающий права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам гражданина, является уголовным преступлением. Преимущества этого варианта решения проблемы налицо: 3-суточный срок рассмотрения (ст.144 УПК РФ), реальная угроза уголовного преследования нарушителя закона и; как следствие, внезапно появляющееся у него желание исправить ошибку. При хорошем «раскладе» семейный бюджет вашего обидчика за отказ, например, в предоставлении сведений о движении вашей очереди на получение жилья, может сократиться на 200 тыс. рублей!

Форма обращения к прокурору о привлечении лица, неправомерно отказавшего вам в предоставлении информации, к уголовной ответственности законом не установлена, но как показывает практика уголовного судопроизводства, в целях получения положительного результата при составлении такого обращения нужно соблюдать 3 несложных правила.

1. Заявление прокурору должно быть кратким, с четко поставленным вопросом и без излишне подробного изложения предыстории его возникновения. Лучше, если заявление будет не в рукописном, а отпечатанном варианте.

2. Подаваемый документ обязательно должен называться: «Заявление о возбуждении уголовного дела».

3. В заявлении необходимо указать конкретные нормы уголовного и уголовно-процессуального законов, чтобы быть понятым юристом.


 

Для примера предлагаю читателям вариант такого заявления:

 

Прокурору города от ,,. ,

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

о возбуждении уголовного дела

22 октября 2005 г. я обратился на имя главы администрации города с заявлением о предоставлении сведений по поводу движения моей очереди на получение жилплощади (с 1968 г. я нахожусь в общегородской очереди без видимых признаков ее движения - на момент постановки в очередь мой номер был 999, на 01.01.75г. - 1202, на 01.01.00г. - 1702, на 01.01.05г. - 2345).

В указанном Заявлении я просил главу администрации предоставить мне нижеследующие сведения (документированную информацию):

- количество предоставленных администрацией города квартир за период с 2000 г. по 2005 г.;

- количество квартир, полученных администрацией города в ходе инвестиционного строительства (по договорам долевого участия), а также распоряжения главы администрации о предоставлении квартир очередникам;

- протоколы заседаний жилищной комиссии о предоставлении квартир очередникам (два протокола за каждый текущий год!);

- размер, сроки и использование денежных средств, выделенных федеральным бюджетом на строительство (приобретение) жилья жителям г. __ .

Письменным уведомлением главы администрации города от 01.01.06 г. в предоставлении интересующей информации мне было отказано, поскольку она, как было указано в уведомлении, «затрагивает права и свободы других лиц, в т. ч. впереди стоящих.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6,7, 37, 140, 144 УПК РФ, ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прошу Вас возбудить уголовное дело в отношении главы администрации города по признакам преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ.

 

___________________ подпись

___________________ дата

 

Конечно, ожидать привлечения к уголовной ответственности должностного лица органа местной власти по вашему заявлению все же не стоит. По крайней мере, мне такие случаи в уголовной практике не известны. Однако, как показывает мой личный опыт, заставить чиновника-нарушителя подчиниться закону таким путем вполне реально.

В частности, мое заявление прокурору г. Санкт-Петербурга о возбуждении уголовного дела в отношении главы администрации Фрунзенского района в связи с отказом предоставить мне по адвокатскому запросу сведения о правовом статусе жилой комнаты, необходимые для разрешения в судебном порядке спора по иску моей доверительницы, возымело действие. По результатам его рассмотрения прокуратурой Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга в адрес главы администрации данного района было внесено представление в связи с нарушением им требований ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской федерации» (в ред. от 20 декабря 2004 г.), регламентирующей право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, и обязывающей указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, выдать адвокату запрошенные им документы или заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

 

Александр РОМАНОВ, юрист

Тел.: 8-921-390-02-62

Тел./факс: 7(812)713-42-76


 

В заключение хочу привести выдержку из Присяги российского прокурора и следователя (ст.40.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1):

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

- свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

- непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

- активно защищать интересы личности, общества и государству;

- чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей».

 


Практический пример обращение к военному прокурору гарнизона


Практический пример заявления о возбуждении уголовного дела, правда относительно бездействий должностного лица

 

Вернуться...